Рынок становится все теснее. Конкурентная борьба и ее правила не многим понятны. А понимание конкурентов и их деятельности может дать много преимуществ. Глубокое понимание конкурентного окружения позволит развить умение концентрировать ресурсы компании для эффективных действий для ведения конкурентной борьбы. Любые движения рынка нужно использовать для гибкости планирования и своевременным овладением инициативой.
Знание сильных и слабых строе конкурента проявит ваши возможности и покажет опасность. Понимание стратегической логики конкурента служит основой для принятия решений о необходимости разработки эффективных мер противодействия или изменения конкурентного окружения.
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ
— разработка плана маркетинга
— разработка плана активности, выбор способов продвижения товара
— разработка плана продаж
— создание продуктового портфеля компании
— определение сбытовой политики, выбор каналов продаж
— ценообразование
— определение трендов и создание ключевых потребительских свойств продукции
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА
— опросы и анкетирование
— тайный покупатель
— мониторинг на местах продаж и другой публичной деятельности конкурента
— интернет-мониторинг
— анкетирование и опрос экспертов области
— другие источники инсайдерской информации
— покупка и исследование маркетинговых отраслевых отчетов и обзоров, открытых форм отчетности
МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА
Существует много эффективных методов конкурентного анализа. Мы используем сочетание нескольких моделей.
- SWOT-анализ.
- Конкурентные силы Майкла Портера.
- PEST-анализ.
- SPACE-анализ.
ЭТАПЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА
- Определение задачи исследования, брифование для сбора данных о существующей проблеме. Определение конкурентов, состояния конкурентного окружения и общего состояния рынка, по мнению клиента.
- Определение целевой аудитории, сегментирование. Формирование круга конкурентов с аналогичными товарами.
- Подготовка технических средств для сбора информации: согласование плана, утверждение анкетирования, обучение сотрудников для массового сбора полевых данных.
- Анализ полученных данных. Оценка релевантности и качества собранных данных. Структурирование информации. Оформление данных.
- Подготовка аналитического отчета. В итоге вы получаете документ, который станет основой для разработки стратегических планов с целью развития компании и достижения ей конкурентных преимуществ.
- Презентация отчетной работы. Обсуждение рекомендаций.
СТРАТЕГИИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
Конкурентные преимущества позволяют компаниям завоевывать прочные позиции на рынке и хорошо зарабатывать. Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ можно рассмотреть на примере 3 позиционных моделей компаний.
Лидеры рынка ведут себя достаточно агрессивно, отстаивая свое лидерство с помощью упреждающих стратегий: захвата, защиты, перехвата и блокировки.
Преследователи лидеров не ввязываются в лобовую, предпочитая прорывные стратегии, окружение лидера и следование курсом.
Нишевые компании сосредотачивают свои силы в узком сегменте, предусмотрительно обходят лидеров, стараясь сохранить свои позиции не имея средств на прорыв и атаку.
ОЦЕНКА ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КОНКУРЕНТА
Важной частью любого конкурентного анализа является построение модели возможной реакции на вашу изменившуюся стратегию. Поведенческие модели можно разделить на 4 вида:
— Тщательный разборчивый конкурент. Он реагирует не на все изменения. Например, реагирует на снижение цены, но не реагирует на повышение рекламной активности. Его невозможно сложить изнуряющей рекламной схваткой.
— Медлительный конкурент. Он игнорирует стратегии конкурентов, часто полагаясь на лояльность рынка и своих клиентов. Он не хочет понимать, что рынок – это живой организм с ежедневными изменениями. Возможно медлительность связана с недостатком средств для адекватного ответа.
— Активный конкурент реагирует на любые изменения и активности, точно отвечает и иногда копирует вашу стратегию. В зависимости от ситуации важно варьировать силой удара.
— Спонтанный конкурент. Он не имеет системного поведения. Одно поведение вызывает адекватное противодействие, другое не вызывает ответной реакции. Его решения трудно предугадать, противодействие можно выстраивать исходя из понимания его финансового/технического положения и других факторов.